Государственное учреждение
«Минский городской центр
социального обслуживания семьи и детей»

220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А

Время работы 8:30-20:30

Национальная модель комплексной работы с мужчинами-агрессорами

ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С МУЖЧИНАМИ-АГРЕССОРАМИ

1. Коррекционная программа для агрессоров в Дулутской модели исходит из убеждения, что насилие в семье является выбором агрессора. Ведь именно он решает использовать насилие или угрожает применить его, поскольку с помощью насилия хочет контролировать партнера. Насилие не исчезает само собой, поскольку оно эффективно для агрессора. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство мужчин (по разным оценкам, до 85%), которые склонны к насилию по отношению к своим партнерам, не являются агрессорами в любом другом контексте, где последствия агрессии могут быть более серьезными для них.
Коррекционная программа для агрессоров состоит из нескольких этапов. На первом этапе (10 сессий) главная задача - помочь мужчинам прекратить физическое насилие, признать негативные последствия своего поведения для партнера и детей, выработать сочувствие к ним. Второй этап (20 сессий) предназначен для того, чтобы помочь мужчинам, прекратившим физическое насилие, решить проблему оскорбительного и контролирующего поведения, которое в прошлом было основой для тирании. Кстати, после каждого занятия участникам группы дают домашние задания по конкретной теме.
Программа предусматривает групповую и индивидуальную работу с агрессорами. В частности, в процессе работы в группе мужчины получают возможность оценить собственное поведение, выслушивая других людей, признающих свою ответственность за насилие, контроль и попытки изолировать партнеров. Один из инструментов программы - так называемый журнал насилия, он помогает наглядно показать агрессору, что случаи ДН случаются не "вдруг", а включают накопление мыслей и чувств и являются намеренным действием, которое можно предотвратить.
Международный опыт в работе с мужчинами-агрессорами показывает, что гораздо легче мотивировать их изменить поведение на ненасильственное, если сосредоточить внимание на ребенке. Следует отметить, что дети необязательно являются целью агрессора, но могут неосознанно использоваться им для снятия напряжения, если женщина находится вне досягаемости. Существует риск неосознанного вовлечения в конфликт детей непосредственно жертвой насилия (например, обращение к ребенку за защитой), а также из-за стремления самого ребенка разрядить конфликт между родителями. Насилие в семье крайне опасно для детей.
По статистике, подавляющее большинство агрессоров являются отцами. Вследствие этого детская тема - большой ресурс для специалистов, ведущих индивидуальную и групповую работу с агрессорами.
2. В последние годы все более очевидным становится тот факт, что единственным способом снизить домашнее насилие является совместная работа заинтересованных учреждений. Проект национальной модели включает базовый документ межведомственного взаимодействия, который содержит полный алгоритм действий специалистов ТЦСОН, работников учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, сотрудников внутренних дел.
Следует отметить, что лишь в моделях, построенных на принципах Дулутской, работа с пострадавшей и агрессором ведется комплексно. Вопрос взаимодействия служб и организаций и качества совместной работы является здесь ключевым, в том числе и для обеспечения безопасности жертвы (это безусловный приоритет таких программ).
При организации межведомственного взаимодействия по работе с домашним насилием рекомендуется руководствоваться Протоколом межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от насилия в семье, который утверждается председателем исполнительного комитета и является обязательным для исполнения городскими учреждениями и организациями. Он включает:
1. Организацию межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье
2. Порядок действий специалистов учреждений социального обслуживания:
1. при обращении за консультацией (помощью) по телефону
2.2. при обращении жертвы насилия в семье непосредственно в учреждение (по факту)
2.3. при поступлении из УВД, учреждений здравоохранения информированного согласия о передачи сведений о семье в ТЦСОН
2.4. при поступлении в рабочее время звонка из учреждения здравоохранения или из УВД с сообщением о жертве насилия в семье, которая нуждается в экстренном оказании социально-психологических услуг.
3. Порядок действий медицинских работников учреждений здравоохранения.
4. Порядок действий сотрудников УВД.
Следует также помнить, что ни один документ не в состоянии учесть все нюансы и особенности дела о домашнем насилии. По этой причине организациям и учреждениям, участвующим в процессе, необходимо поддерживать тесный контакт между собой и согласовывать действия по каждому делу.
3. Таким образом в соответствии с Протоколом поручений по итогам заседания Мингорисполкома от 06.03.2015 по координации работы с лицами, пострадавшими от насилия в семье и лицами, которым вынесено защитное предписание, администрация ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» формирует банк данных по г.Минску, ежедневно получая от районных УВД списки о семейно-бытовых конфликтах, зарегистрированных на территориях административных районов г.Минска. Обработав списки, специалисты Центра еженедельно направляют в адрес ТЦСОН сформированный банк данных, разбитый по административным районам. Исходя из полученных данных, специалисты Центров анализируют случаи рецидива (более 3-х раз) и сообщают о проделанной работе с данной категорией граждан в Центр семьи и детей, указав количество семей, нуждающихся в различных видах помощи, а также количество семей, которым была оказана помощь за прошедшую неделю.
4. В соответствии с Протоколом межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье, утвержденным заместителем председателя Мингорисполкома 18 сентября 2014 года, на базе ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» сформирован Банк данных о случаях семейно-бытовых конфликтов. Обновленные списки еженедельно направляются по территориальному признаку в ТЦСОН всех районов г.Минска для дальнейшей работы с ними.
В Центре семьи и детей внедряется Национальная модель по работе с мужчинами-агрессорами. В рамках межведомственного взаимодействия осуществляется работа с агрессорами на базе Центра изоляции правонарушителей. Кроме того Центр семьи и детей осуществляет межведомственное взаимодействие с ОО «Радислава». Консультирование мужчин, применяющих насилие в близких отношениях, в Центре проводится с марта 2015 г.

 

 

 

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
 
© 2015 7ja-by.by

Адрес: 220070, г. Минск,
улица Чеботарёва, 6А
Телефоны: (017) 317-32-32 
+375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС
(запись на консультацию)
Телефон/факс: (017) 318-32-19
Email: 7ja-by@tut.by